ОСНОВНЫЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ?

140

Жилищно-коммунальные услуги в Беларуси делятся на основные и дополнительные. Также потребители оплачивают услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения в тех домах, где она оказывается, и возмещают расходы обслуживающей организации на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений, работу оборудования (насосов например) и лифта.

Водоснабжение (холодное и горячее), канализация, тепло-, газо-, электроснабжение, обращение с ТКО, техобслуживание жилого дома, его текущий и капитальный ремонты, санитарное содержание вспомогательных помещений, техническое обслуживание лифта — это основные ЖКУ.

Такое определение дано потому, что без данных услуг сегодня нельзя представить жизнь современного человека и эксплуатацию жилого дома со всеми его инженерными коммуникациями. Отказаться от получения этих услуг, за исключением случаев, когда предоставление конкретной ЖКУ невозможно технически, нельзя.

Эксплуатацией многоквартирного жилого фонда и организацией ряда жилищно-коммунальных услуг потребителям занимается уполномоченное лицо (государственная управляющая компания) или товарищества собственников, ЖСПК (юридические лица).

У собственника жилья должно быть четыре обязательных договора на получение жилищно-коммунальных услуг. В первую очередь это договор на управление общим имуществом, который заключается с уполномоченным лицом по управлению общим имуществом. В рамках этого договора потребителю должны быть оказаны семь основных услуг: техническое обслуживание жилого дома, текущий ремонт, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжение, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, капитальный ремонт жилого дома. Договор может быть оформлен как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Договоры на водоснабжение и водоотведение, газоснабжение и электроснабжение заключаются с предприятиями, которые эти услуги предоставляют непосредственно потребителям.

Основные услуги, за исключением тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, оказываются на конкурентной основе. Это значит, что все организации (исполнители), желающие предоставлять их населению, должны принять участие в конкурсе и победить своих конкурентов, предложив, например, лучшие условия, оптимальные цены и высококвалифицированный персонал.

Подобные конкурсы среди исполнителей ЖКУ проводит уполномоченное лицо либо местные органы власти (в некоторых населенных пунктах).

В товариществах собственников права и взаимоотношения участников зафиксированы Уставом, в котором прописаны и обязанности ТС и ЖСПК по управлению общим имуществом, а полномочия на выбор исполнителей ЖКУ, формирование единых условий эксплуатации общего имущества делегированы органам правления и его председателю. Расходы по управлению общим имуществом покрываются за счет членских и целевых взносов.

Первая реструктуризация жилищно-коммунальных услуг произошла в 2016 году. Это позволило сократить необоснованные затраты на их оказание. Например, из технического обслуживания жилого дома в отдельную услугу было вычленено санитарное содержание вспомогательных помещений (подъездов и других технических помещений). Перевод жилых домов на техническое обслуживание хаус-мастерами позволяет ежегодно экономить около 30 миллионов рублей. Снижению затрат также способствуют мероприятия по замене теплопроводов, модернизации теплопунктов, закрытие неэффективных котельных. Качество воды улучшается благодаря строительству станций обезжелезивания.

С июня текущего года в отдельную строку в жировке вынесена и плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения, которая ранее была включена в тарифы нескольких ЖКУ: техническое обслуживание дома, техническое обслуживание лифта, вывоз ТКО и санитарное содержание вспомогательный помещений. После вычленения данной услуги в отдельную себестоимость вышеперечисленных четырех услуг уменьшилась.

Тарифы на ЖКУ определены Указом Президента № 490 от 24 декабря 2020 г.

Жилищно-коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за оплачиваемым месяцем. Документ на оплату (жировку) РСЦ рассылают не позднее 15-го числа этого же месяца. От бумажного варианта жировки можно отказаться и получать ее электронный вариант. Для этого нужно посетить свой расчетно-справочный центр и оставить там заявление с указанием адреса электронной почты, на который работники и будут ежемесячно присылать документ.

Для совершенствования сферы услуг ЖКХ в Минске разрабатывается новый программный продукт — государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, в которой будут собраны все имеющиеся базы организаций жилищно-коммунальной сферы, включая информацию о капитальных ремонтах жилфонда, начислениях расчетно-справочных центров, инвентаризации жилфонда, обращениях граждан и т. п. Предполагается, что это будет многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий потребителям максимум сведений по вопросам эксплуатации объектов жилфонда. Например, можно будет следить за затратами на содержание конкретного жилого дома, видеть долю потребителя в них, формирование графиков платежей и другую актуальную информацию. С другой стороны, это упростит и работу жилищно-коммунальных организаций по оказанию услуг, позволит им планировать ремонты и мероприятия по техобслуживанию жилфонда в единой информационной системе, а местным органам власти и Министерству ЖКХ отслеживать работу организаций по оказанию услуг.

С сентября текущего года изменился механизм начисления платы на некоторые ЖКУ. Так, стоимость техобслуживания лифта и уборка подъездов зависит от площади жилого помещения, принадлежащего собственнику. Метры квадратные берутся в расчет и при начислении таких услуг, как управление общим имуществом совместного домовладения, техническое обслуживание дома, капитальный ремонт, теплоснабжение, электроэнергия, потребляемая на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, за исключением лифтов. Размер платы за текущий ремонт зависит от фактической стоимости, определенной в акте выполненных работ по текущему ремонту, в доле, соразмерной общей площади жилых помещений, принадлежащих собственнику.

Стоимость водоснабжения и канализации зависит от показаний индивидуальных счетчиков, установленных в квартире, либо от норм водопотребления на 1 человека — если счетчиков нет.

Стоимость вывоза твердых коммунальных отходов (в том числе их обезвреживания и переработки) зависит от норматива образования ТКО (в каждом городе нормативы разные) и количества зарегистрированных в квартире жильцов.

Все договоры на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг (установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома; установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией; организация работы и содержание вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме; аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий; обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройство и их дальнейшее содержание) заключаются по желанию* потребителя ЖКУ. При этом организацией этих услуг, поиском исполнителя и контролем качества будет заниматься уполномоченное лицо.

--------------------------------------------------

*Согласно пункту 1 статьи 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь понуждение к заключению договора не допускается (за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством).

Техническое обслуживание — это работы по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома (лифты обслуживаются отдельно), а также по подготовке жилых домов к эксплуатации в условиях весенне-летнего и осенне-зимнего периодов года.

Санитарное содержание вспомогательных помещений — это уборка вспомогательных помещений (вестибюлей, коридоров, галерей, лестничных маршей и площадок) жилого дома, их конструктивных элементов, инженерных систем, в результате чего эти помещения будут соответствовать установленным санитарным требованиям. Жильцы подъезда имеют право отказаться от данной услуги (кроме дезинфекции, дезинсекции и дератизации) и убирать самостоятельно по графику, установленному общим собранием жильцов. Соответствующее решение должно быть принято единогласно всеми жильцами подъезда и оформлено протоколом собрания или письменного опроса.

Теплоснабжение. Температура в квартире в отопительный период должна быть не меньше 18° С. Если в осенне-зимний период она держится ниже этой отметки больше 3 суток подряд, норматив по теплу считается невыполненным и потребителям должны сделать перерасчет. Это касается и ситуации, когда в квартире слишком жарко (выше +24° С). Но этот факт должны зафиксировать специалисты, которые произведут замеры. Если в отопительный сезон в квартире не выдерживаются социальные стандарты по температуре, нужно обращаться в службу «115».

В случае «перетопа» при перерасчете разницу между количеством тепла, которое было необходимо для того, чтобы температура в квартире была +18°С, и фактически израсходованным объемом оплатит тот, кто виноват, — обслуживающая организация, которая не обеспечила в доме нормальный температурный режим.

Водоснабжение и канализация. Качество питьевой воды должно соответствовать установленным санитарным нормам, а водоотведение — организовано круглосуточно, с постоянным приемом сточных вод в систему канализации; допустимая продолжительность перерыва — 24 часа при ликвидации аварий на сетях канализации. Водоснабжение и канализация в многоквартирных домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды, могут оплачиваться с 10-процентной скидкой. Показания счетчиков по расходу воды снимаются не позднее последнего дня календарного месяца и в следующем месяце подаются для расчета. Если счетчик на воду установлен, а оплата по его показаниям не производится, то объем потребляемой воды определяется по среднему потреблению за два предыдущих месяца.

Подогрев воды. Горячая вода должна подаваться ежедневно (в исключительных случаях — по утвержденным исполкомами графикам, но не меньше 2 дней в неделю). Температура горячей воды в кранах должна быть не меньше 50 °С. Горячая вода в многоквартирных домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции, также может оплачиваться с 10-процентной скидкой. Об отключении горячей воды в связи с плановыми работами обслуживающая организация обязана сообщить потребителю не позднее чем за 2 дня до начала перерыва, указав причины и сроки окончания работ.

Электроснабжение. Показания электросчетчика снимаются не позже последнего дня календарного месяца и в следующем месяце подаются для расчета. Помимо электроэнергии, используемой на личные нужды, собственникам жилья также выставляется счет на возмещение расходов на электроэнергию, потребляемую на работу лифта, а также на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования.

Газоснабжение. У каждого потребителя, установившего газовый счетчик, должен быть договор о газоснабжении, техническом обслуживании газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения. На абонентов, чьи дома и квартиры не оборудованы счетчиками, распространяется публичный договор.

Техническое обслуживание лифта. В доме должна быть обеспечена бесперебойная и безопасная работа лифта. В случае выявления неисправностей их устраняют в течение одних суток с немедленным прекращением эксплуатации оборудования. Техническое обслуживание лифта оплачивают жильцы, чьи квартиры находятся на втором этаже (то есть там, где находится вторая остановочная площадка лифта) и выше. От платы за лифт освобождаются граждане, которые по состоянию здоровья не могут им пользоваться. Помимо технического обслуживания, жильцы должны оплачивать потребляемую лифтом электроэнергию.

Обращение с ТКО. Нормативы образования твердых коммунальных отходов определяются городскими и районными исполкомами, поэтому в каждом населенном пункте они разные. Вывоз мусора производится в соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами. Такая схема утверждается исполкомом и должна обеспечить предотвращение загрязнения окружающей среды.

Капитальный ремонт. Проведение капитального ремонта, реконструкция жилого дома, его конструктивных элементов, инженерных систем осуществляются на основании перспективных (на 5 лет) программ и текущих (на один год) графиков. Списки многоквартирных жилых домов, подлежащих капитальному ремонту и тепловой модернизации, с указанием сроков начала и окончания работ, а также программы утверждаются исполкомами и до 1 февраля текущего года публикуются в средствах массовой информации, размещаются на сайтах этих исполкомов.

Текущий ремонт. Плата за текущий ремонт жилого дома осуществляется непосредственно при его проведении. Сумма вносится в соответствии с договором на оказание услуг по текущему ремонту, в котором указываются виды работ, их стоимость и сроки проведения.

Плата за текущий ремонт может быть выставлена жильцам и без договора на его проведение в случае, если в ходе общих осмотров жилого дома будут выявлены повреждения, например, вандального характера (разрушение, порча вспомогательных помещений, непристойные надписи или изображения). Специалисты обслуживающей организации проводят внеплановый ремонт, плата за который вносится исходя из фактических затрат на его проведение и распределяется на всех жильцов подъезда.

Яна Щука

Фото автора
Источник: https://gkx.by/poleznye-sovety/3381-osnovnye-zhilishchno-kommunalnye-uslugi-chto-nuzhno-znat-potrebitelyu?fbclid=IwAR24nItvJRWmWdaVfm_s_7bpTZnfFVBNwCoAo1m-SHodZda8-Qa9uWT3Qj8

Наши контакты

Наш адрес

230009 г. Гродно, ул. Врублевского, 1.

Телефон: +375 (152) 68-20-15

Факс: +375 (152) 68-20-16

Скайп: profsoyuz.mp

e-mail: okps@bk.ru

Время работы

Пн-Пт: 8:30 - 17:00

Обед: 13:00 - 13:30

Сб: выходной

Вс: выходной