КАК ВЫБРАТЬ ПЕРВУЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ, НУЖНО ЛИ ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ С ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ – ОТВЕЧАЕТ ЭКСПЕРТ

105

Тема учебы никогда не теряет актуальности. Особенно много забот у родителей возникает с началом учебного года. К счастью, все вопросы и проблемы решаемы. Разобраться в них нам поможет директор Минского городского педагогического колледжа Екатерина Петруцкая.

Выбор первой учительницы для ребенка

Как известно, для первоклассника важно не столько конкретное учреждение образования, сколько человек, который будет его учить четыре года. Поскольку в начальных классах с детьми занимается одна учительница, многие родители выбирают ее так дотошно, будто это решающий момент в судьбе любимого чада. По мнению многих, связь очевидна: чем лучше будет педагог, тем успешнее станет ребенок в будущем. Правильно ли это?

 – Мне хочется порекомендовать родителям следующее: доверяйте школе и людям, которые в ней работают. Как правило, это профессионалы, влюбленные в свое дело. Педагоги получили достойное образование, они постоянно повышают свою квалификацию. Учителя начальных классов знают о профессии больше, чем кто-либо другой. Там нет случайных людей, такие всегда уходят. Если у родителей будет правильный психологический настрой, тогда и у ребенка всё получится. Не нужно учить учителя основам преподавания, как и врача – азам лечения. Когда родители доверяют учителям, тогда и школьники будут это делать. Очень важна атмосфера психологического комфорта, тогда всё идет как надо. И у более опытных педагогов, и у молодых есть свои преимущества, сильные стороны. У одних это опыт и статус, а у других – энергия и интерес. Сила педагогов – во взаимодействии. Хорошие учителя никогда не останавливаются в развитии, и всегда двигаются только вперед.

Кому и для чего нужна подготовка к школе

О существовании в учреждениях образования занятий под названием «Подготовка к школе» знает каждый родителей. Но не все понимают, для чего нужны такие «репетиции» уроков: потому что в них есть польза или потому что так делают все? На сайтах школ говорится, что основная задача таких курсов – помочь дошколятам созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. Екатерина Александровна, такие занятия действительно помогут малышам лучше учиться и заложат основу для дальнейшего роста?

– Однозначного и единственно правильного ответа на этот вопрос не существует. На самом деле в Беларуси очень хорошая система дошкольного образования. Я бы сказала, она просто потрясающая. Занятий, которые по программе проводятся в рамках дошкольного образования в старших группах, достаточно, чтобы ребенок был готов к школе. Но если родители чувствуют, что малышу необходима дополнительная нагрузка, пожалуйста, ничего плохого в кружках по подготовке к школе нет. Это детям точно не повредит. Несомненно, дошколят нужно развивать, с ними необходимо заниматься, общаться, открывать для них мир. Ни в коем случае не следует заставлять 5-7-летних мальчиков и девочек сидеть часами за партой. Все занятия должны нравиться, прежде всего, самим детям. Спортивные, музыкальные, эстетические кружки можно и даже нужно впускать в жизнь дошкольников. Не все сразу, конечно, но спектр предложенных вариантов может быть широким.

Не бойтесь давать детям попробовать свои силы в нескольких направлениях, ведь они развивают разные качества. В конечном итоге, и взрослые, и ребенок почувствуют «свое» увлечение.

Если даже не будут достигнуты высокие результаты, открытые для малыша занятия и возможности сформируют его как личность. Физическая нагрузка, несомненно, нужна и важна. Я согласна с утверждениями о том, что спорт влияет на остроту ума. Никогда не знаешь, что тебя в итоге делает таким, какой ты есть. Умелое сочетание разных видов деятельности формирует человека в конечном итоге. Любой опыт ценен, а детство – это такое время, когда можно и нужно пробовать себя в разных ипостасях.

Не проецировать на ребенка свой опыт и не заострять внимание на неудачах

Многие взрослые являются перфекционистами. Но, по мнению психологов, жить с убеждением, что идеал может и должен быть достигнут и что несовершенный результат работы не имеет права на существование, не совсем правильно. Как реагировать на школьные неудачи детей?

– Я сама всегда была отличницей. Когда начинала работать, мне казалось, что все дети должны быть, как я. Сейчас я четко понимаю, что ошибалась. Так не бывает и это не нужно.

Хочу дать важный совет родителям – не проецируйте на ребенка свой опыт. То, что было у мамы или папы в детстве, это их опыт, который с ними и останется. А у ребенка другая история.

Усвоение или неусвоение каких-то предметных областей вообще ничего про человека не говорит. В детях нужно культивировать и поддерживать их лучшие качества. Они сами в какой-то момент поймут, что им нужно, а что нет. К сожалению, взрослые чаще замечают неудачи других, в том числе собственных детей. То, что ребенок сделал неправильно или то, что у него не получилось – это все видят, об этом все говорят и помнят. Мне же хочется немножко переориентировать людей: давайте замечать то, что получилось, давайте помнить хорошее и жить на позитиве. А плохое лучше забыть. Это было, но данный этап пройдет и нужно двигаться дальше.

Как воспитать счастливого ребенка

Успех приходит к счастливым, а воспитать такого ученика может только счастливый учитель и счастливый родитель. Вы согласны с этим утверждением?

– Я всегда рассказываю учащимся, почему учителю, как и родителю, важно и нужно быть здоровым и счастливым. Когда в семье рождается ребенок, он становится центром вселенной. Его растят в любви и заботе. Когда в три года он идет в детский сад, родители хотят привести и забрать его веселым и здоровым. То же самое в школе. Но если воспитатель или учитель постоянно нервничает, болеет, то и дети станут такими же. Ребенок здоров, когда и дома, и в учреждении образования всё хорошо. Получается, что от того, насколько здоров и счастлив педагог, зависит здоровье и счастье всей страны. Это мое твердое убеждение. Не нужно заряжать детей плохим настроением.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Александра ПОБАТА, носит иллюстративный характер

1prof.by

Наши контакты

Наш адрес

230009 г. Гродно, ул. Врублевского, 1.

Телефон: +375 (152) 68-20-15

Факс: +375 (152) 68-20-16

Скайп: profsoyuz.mp

e-mail: okps@bk.ru

Время работы

Пн-Пт: 8:30 - 17:00

Обед: 13:00 - 13:30

Сб: выходной

Вс: выходной

Нажимая кнопку "Отправить" вы принимаете условия Политики обработки персональных данных.